Май 25, 2016

Россия в свете

«Архитектурное освещение создает художественный облик вечернего города. Первые уличные фонари появились в России в начале XVIII века. Сегодня освещение улиц, дорог, эстакад, тоннелей — неотъемлемая и очень важная составляющая городского освещения».
О концепциях и проектах освещения городских пространств рассказал Георгий Боос, заведующий кафедрой светотехники НИУМЭИ, президент холдинга BLGROUP.

О бизнесе

В 1991 году я создал компанию «Светосервис», предложив комплекс услуг: проектирование, монтаж осветительных установок всех видов городского освещения; дальнейшую эксплуатацию. Этот принцип работы оказался востребованным. Компания активно развивалась. Через несколько лет наши компании работали в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре. В нулевые годы появилась возможность присоединить завод по производству светильников. В 2007 году в Туле построен завод по выпуску опор наружного освещения. Продукция пользуется спросом на рынке. Проекты комплектуются светильниками собственного производства. Это снижает затраты на реализацию проектов, сокращает сроки поставки оборудования.

В 2008 году проведен ребрендинг: все компании объединяются в холдинг «БЛ ГРУПП», который становится одним из ведущих игроков на электротехническом рынке.

Но вернемся к истокам. В 90-е годы нашим ведущим направлением стало архитектурное освещение – инструмент формирования вечернего образа города. В 1993 году началась реализация программы г. Москвы по преобразованию светоцветовой среды города; постепенно из темноты появились силуэты памятников архитектуры, храмов, мостов, вокзалов. Для каждого объекта разрабатывалась своя концепция архитектурного освещения, искалось оригинальное решение.

Понимая необходимость создания сбалансированной световой среды и в то же время снижения расходов на электроэнергию, мы предложили наиболее эффективный метод – разработку концепции освещения города в целом. В этом случае взаимоувязываются и архитектурное, и функциональное освещение. Разработаны концепции освещения Санкт-Петербурга, Сочи, Липецка, Перми. Одна из последних работ — г. Луховицы Московской области.

Освещение городских пространств: комплексные решения

На основе анализа архитектуры сооружения, его назначения и характера окружающей среды создается концепция освещения, выбирается спектральный состав источников света и светильники.

Из наиболее значимых, масштабных проектов разных лет можно назвать музей-заповедник «Царицыно», улицы охранной зоны вокруг Кремля, магистраль Новый Арбат — Кутузовский проспект, храм Василия Блаженного, Исторический музей, Триумфальная арка, Красная площадь.

Остановлюсь подробнее на двух масштабных работах последних лет.

Освещение мостов

Мосты играют особую эмоциональную роль в восприятии городского пространства. Отражение света в воде красочно и разнообразно.

Большой Каменный мост. Разработчики концепции освещения предложили оригинальную ассоциативную идею: светоцветовые решения основывались на фактуре и цветах различных природных материалов, ценных камней и металлов: сочетании неграненых кристаллов природного белого кварца с необработанными поверхностями золотого самородка. Золотой свет светодиодных линейных приборов, приглушенный во внутреннем объеме темным металлом балок, связывает мост с кирпичом кремлевских стен. Освещение Крымского моста, одного из самых красивых мостов Москвы, предусматривает сочетание цветов, имитирующих рутил и кварц. В праздничные дни главные несущие конструкции окрашиваются яркими сменяющимися красками световой палитры, создавая ощущение движения и праздника.

В противоположность Крымскому мосту на Большом Москворецком установлено всего по четыре мощных проекционных прожектора с каждой стороны. Они позволяют задавать не только цветность света, но и гибко формировать световой поток, менять его ширину, фокусировку.

Для управления освещением разрабатывается специальная программа, задающая цветовую последовательность для каждого светильника. Так называемые «малые мосты», освещенные статично с использованием в основном оттенков теплого белого и золотого цвета, являются значимыми элементами, включенными в световую среду города. Деликатное вмешательство в световой образ набережных, на наш взгляд, сформировало бо́льшую выразительность вечерних панорам, не нарушив общее восприятие пространства. Вода, набережные, окружающая застройка собираются в законченные картины.

Высотные здания

Сталинские высотки, построенные в середине прошлого века, и сегодня остались градостроительными доминантами города. Они формируют панораму и перспективу города, позволяют расставить градообразующие акценты. Общепризнано, что сталинские высотки являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре. Наряду с общими чертами ярусного построения высоток, каждая из них имеет индивидуальные сочетания силуэта с окружающей средой. Они были освещены в начале нулевых, в нулевые сделана корректировка. В последние годы появились принципиально иные приемы и средства архитектурного освещения. Это определило необходимость обновления освещения.

При разработке концепции освещения высоток также использовали ассоциативный ряд. В этом случае в основе ассоциации — живописные полотна русских и зарубежных художников.

Наиболее грандиозное здание Московского Государственного университета построено на Воробьевых горах и расположено на основной оси планировки всего района.

МГУ как нельзя лучше ассоциируется с портретом М.В. Ломоносова кисти Миропольского. Исходя из идеи — и передача света в этой картине. М.В. Ломоносов стал символом Университета, ведь именно его именем назван МГУ. Портрет Яна Вермеера «Девушка с гитарой» олицетворяет юность, радость жизни и надежды студентов.

Образ Министерства иностранных дел сформирован по ассоциациям с работами двух художников. Это портрет царя Петра I, прорубившего «окно в Европу», и «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. Стилистически и по цветопередаче они хорошо сочетаются друг с другом.

Жилой дом на Котельнической набережной — картины К. Коровина «Портрет Шаляпина» и Яна Вермеера «Кружевница». Обе картины передают дух жилого дома, уютную, домашнюю атмосферу.

На основе различных уровней освещения разработана многоуровневая модульная концепция освещения высоток. Цель – объединить высотки в цельный ансамбль в городском силуэте.

На всех уровнях освещения предусмотрены цветодинамические сценарии.

Храмы

Отдельная тема — освещение храмов и монастырей. В этом случае возможно только деликатное статичное и монохромное освещение. На эти работы мы получали благословение патриарха, нас наградили серебряной медалью патриархии. Всего освещено более 150 культовых сооружений. Это Новодевичий, Донской, Новоспасский в Москве, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский в Дивееве, Софийский собор в Вологде, собор Петра и Павла в Казани, мечети в Москве и Когалыме.

В этом году заканчиваются работы архитектурного освещения храма Ильи Пророка в селе Воскресенское Московской области, в стадии реализации освещение строящегося православного храма в Когалыме.

От первых уличных фонарей до автоматизированных систем управления

Архитектурное освещение создает художественный облик вечернего города. Но без качественного функционального освещения эта работа была бы бессмысленна. Первые уличные фонари появились в России в начале XVIII века. В 1730 году императрица Анна Иоановна распорядилась установить стационарные светильники в Москве. Открылась возможность использовать искусственный свет для освещения улиц города.

Сегодня освещение улиц, дорог, эстакад, тоннелей — неотъемлемая и очень важная составляющая городского освещения. Мы осветили сотни городских пространств. Серьезный успех я отношу к освещению вновь построенных в Москве протяженных тоннелей: Волоколамского, Лефортовского, Гагаринского. Впервые в России мы использовали европейские нормы при проектировании освещения тоннелей, учитывающие современные скорости и интенсивность движения. Этот опыт в дальнейшем был принят в практику проектирования. На нашем счету более 30 тоннелей.

Очень значимая часть нашей работы — разработка и внедрение систем автоматизированного управления наружным (функциональным) и архитектурным освещением (АСУНАО).

АСУНАО — это экономия электроэнергии, быстрое реагирование на неполадки. В архитектурном освещении — возможность создания цветодинамических сценариев на архитектурных объектах.

Развитие в последние годы светодиодных светильников значительно расширяет возможности архитектурного и наружного освещения. В архитектурном освещении — создание праздника. «Дома-книжки» на Новом Арбате впервые в Москве обрели медиафасады, которые используются не в рекламных целях, а имеют социальное содержание. Это сюжеты к праздничным датам и к ежедневному показу.

Масштабные, оригинальные работы вызывают живой интерес и у жителей, и в СМИ. Медиафасады на Новом Арбате, мосты много раз показывались в разных программах московских телеканалов. Наших специалистов приглашали дать интервью «по месту».

Для участников и посетителей светотехнических выставок мы проводили автобусные экскурсии по вечерней Москве. К сожалению, эта практика прекратилась из-за невозможности за четыре часа проехать в разные точки города.

Награды

За годы работы компания много раз получала высокие награды. Свою первую «Викторию» — на выставке-конкурсе «Российский дизайн» мы получили в 1995 году, в 1997 году — Госпремия РФ за архитектурное освещение Москвы. К этому времени Москва превратилась в светлый, красивый город. Было освещено более 200 архитектурных памятников, театров, вокзалов, доминант города — Шуховской и Останкинской башен, семи сталинских высоток.

А всего наград — 30, в том числе два Гран-при — «Золотая Виктория» в 2004 году за архитектурное освещение моста к храму Христа Спасителя (Патриарший), в 2015 году — за архитектурное освещение 24-х московских мостов. Призерами становились очень разные по архитектуре, назначению, масштабу работы. Это и ГМЗ «Царицыно», и московские мосты, и ГАБТ, и Пашков дом, и планетарий — всего не перечислишь.

Наиболее важные и интересные для нас работы в области световых решений стали «главными героями» в созданных совместно с мультимедийной компанией «Ривелти» видеороликов: Новый Арбат, планетарий, «Танцующие в темноте» — телевизионные вышки в Сочи и Калининграде. Последняя работа получила «Золотую Викторию». Эти видео не рассказ о том, как мы делаем освещение. Мы хотели передать настроение человека, в поле зрения которого попадает вечерний образ представленного нами объекта. В фильме о планетарии звучали стихи Маяковского о планетарии, а телевышки танцевали под музыку.

В 2010 году мы получили диплом Московской ТПП «Высшего уровня качества, установленного программой «Высшее качество».

В 2011 году — грамота мэра Москвы С.С.Собянина «За обеспечение эффективной работы».

В 2014 году — лауреаты премии г. Москвы в области литературы и искусства за освещение зданий на Новом Арбате.

В 1997–2000 гг мы получили четыре международные и европейские награды за лучший бренд, сервис и качество, в 2012 году — приз международного конкурса CITY PEOPLE LIGHT.

Без лишней скромности могу сказать, что вниманием и высокой оценкой нашей работы со стороны федеральных, городских властей и профессионального сообщества мы не обделены.

Успешность и востребованность нашей работы — это, конечно, результат высокого профессионализма специалистов и тот факт, что, являясь частью крупного холдинга «БЛ ГРУПП», мы оперативно решаем возникающие вопросы.

Планы на будущее

Продолжать и развивать активное сотрудничество с государствами Европы и Азии.

В Испании работает конструкторское бюро, в Германии — завод по производству оборудования, открыто представительство в Индии. На днях зарегистрирована компания в Грузии, идет работа по открытию производства. До конца мая откроется представительство в Дубаи.

Разработаны концепции освещения порта в Индии, стадиона в Голландии, жилых комплексов элитного класса в Стамбуле, гостиничного комплекса в Абу-Даби.

Стратегия развития — расширение нашего присутствия на мировом рынке: создание и покупка заводов, кооперирующихся с нашими российскими заводами, увеличение доли на мировом рынке нашей продукции.

Справочно
BL GROUP — крупный российский холдинг на электротехническом рынке, в состав которого входят: заводы по производству светильников различного назначения и опор наружного освещения, ГК «Светосервис» оказывает услуги по формированию городского освещения. Работает в России и за рубежом, имеет представительства в Европе, Азии, Индии.

Беседовала Елена Заровная, ТПП-Информ

Источник: http://tpp-inform.ru/vedomosti/biznes/2777/?sphrase_id=612

В печатном издании «Путеводитель российского бизнеса» № 5 (61), май 2016 г. размещен модуль посвященный 25- летию компании «Светосервис»

1. Услуги услуги
2. Портфолио портфолио
3. Продукция продукция