Февраль 11, 2020

Новые проекты в Эрмитаже и решения для музейных залов

10 февраля 2020 года завершены работы по длительному совместному проекту с Государственным Эрмитажем, который предусматривал комплексное освещение музейных залов №275 и №278. Сотрудники входящих в состав Корпорации компаний «Светосервис-СПб» и «СветоПроект» совместно со специалистами Эрмитажа провели юстировку световых приборов. Они установили прожекторы в проектное положение и осуществили регулировку светового потока с целью оптимального восприятия предмета искусства при соблюдении нормируемых параметров, важных для сохранности музейных экспонатов.

Ключевым итогом проекта стало создание комплексного решения, где на основе светильников GALAD Афродита LED в едином образе сочетаются разные системы освещения: экспозиционного — картин, архитектурного — зала, а также общего. И всё это с учётом естественного света!

В этом материале рассказываем подробнее об освещении зала №275 в контексте развития музейного освещения в нашей стране, которое в последнее время окружено всё большим вниманием со стороны общественности и, конечно, музейного и светотехнического сообществ. Поместить музейное освещение в наш культурный контекст очень важно, и с этим связана работа Секции «Музейное освещение» Научно-технического Совета светотехнической отрасли «Светотехника» (НТС «Светотехника»). Собирая в формате конференций-дискуссий потребности и взгляды специалистов из наиболее известных российских музеев, мы стремимся реализовать практические проекты в музеях и регулировать музейное освещение в соответствие с задачами, поставленными хранителями музейных ценностей. Именно эти темы звучали на сессии «Музейное освещение» Международного LED Форума на площадке выставки Interlight Russia | Intelligent building Russia 2019.

Какое освещение нужно экспонатам и зрителям? То, которое не повреждает экспонаты и помогает создать культурно-историческую среду, объединяя эстетическое воздействие архитектуры музейного зала, его интерьера, самих предметов искусства и тех деталей, которые создают динамику восприятия экспозиции, в том числе взгляд из окна на панораму города. В процессе соприкосновения с искусством освещение влияет на каждый аспект.

По отношению к предметам искусства освещение выполняет две роли. С одной стороны — оживляет замысел, вложенный творцом в своё произведение, и создаёт условия для его аутентичной интерпретации, например, раскрывает образы картин и выявляет цветовую палитру художника. А с другой — обеспечивает сохранность предметов искусства. Например, для картин, созданных в технике масляной живописи несколько веков назад, подойдёт только тщательно спроектированное освещение со специально подобранными светотехническими параметрами и способами нацеливания осветительных приборов. В случае ошибочного решения можно повредить бесценное произведение искусства.

Авторами проекта освещения зала №275 стали специалисты компании «СветоПроект». Работа началась с создания эскизных проектов. В результате светотехнических расчётов сотрудники «СветоПроекта» определили, какое именно светотехническое оборудование наиболее эффективно решит задачи заказчика, и подобрали несколько вариантов схем расположения светильников. Каждый из вариантов представлял собой полноценную визуализацию решения, которую светотехники читают, словно книгу, и в мельчайшей точности понимают, каким будет освещение.

Все варианты прошли тщательнейшую проверку со стороны специалистов сразу несколько подразделений Государственного Эрмитажа, в том числе и на экспериментальном уровне в виде натурного моделирования. На этом этапе заказчику были представлены на утверждение варианты освещения небольших фрагментов помещения, которые были всесторонне оценены. Важнейшей эстетической задачей было подобрать такое световое решение, которое выстраивает оптимальное соотношение при восприятии экспонатов, архитектуры зала, его интерьера и даже стен, которые служат картинам в качестве фона. Также было важно определить оптимальные места расположения световых приборов ещё на этапе проектирования. Это позволило сразу же избежать возможных проблем, например, когда тени от больших картинных рам падают на полотно.

В качестве исходного для рабочего проекта был утвержден вариант, предусматривающий схему расположения светильников на шинопроводе в форме каре, после чего сотрудники «СветоПроекта» приступили к подготовке проектно-сметной документации. Чтобы выстроить соотношение между уровнем яркости на стенах, на поверхностях картин и на потолке, они подобрали уровни светового потока светильников GALAD Афродита LED, которые были выбраны для проекта. Светильники имеют высокие общий и частные индексы цветопередачи, что позволяет оживить восприятие сюжета картины и цветовой палитры художника. В этом зале они также сумели подчеркнуть архитектурные элементы потолка, украшенного росписью в технике «гризайль».

В процессе работы над проектно-сметной документацией сотрудники «СветоПроекта» также подготовили рекомендации насчёт того, как ограничить негативное влияние солнечного света, чтобы он не мешал восприятию искусства и не портил создаваемую световую среду. В числе мер было предложено использовать конкретные, наиболее подходящие для условий Зимнего дворца — уплотнённые шторы и специальную плёнку на стёклах окон.

В чём же состоит преимущество установки светильников на шинопроводе в форме каре? Конструкция предусматривает его крепление за стену свода в самой нижней его части над карнизами. Эстетическая идея решения в том, чтобы максимально тонкий шинопровод и неброский форм-фактор светильников были незаметными. Если в дорожном и садово-парковом освещении светильники с оригинальным дизайном вправе выставить себя напоказ, то здесь это неуместно — нельзя отвлекать внимание от созерцания.

Форма каре была выбрана ещё и потому, что эта схема расположения светильников максимально снижает возможность ослепления человека освещением. В любом музейном зале есть маршрут, который является наиболее часто используемым для осмотра экспозиции. В этом зале таким маршрутом является движение по диагонали от входа в зал до перехода в следующий. Светильники, как часовые, стоят по периметру зала — и освещают, а не ослепляют.

Каковы были особенности освещения потолка? Светильники широкого светораспределения, световой поток которых взмывает вверх, в сторону малых сводов, были призваны выявить форму потолка и тонко вычертить сюжет росписи. Потолок представляет собой большой сомкнутый свод, в который врезаются 8 малых стрельчатых сводов. В центре этой композиции размещена историческая люстра, которая выполняет функцию общего освещения. Было важно избежать ситуации, при которой уровень яркости в центральной, верхней части свода резко бы контрастировал с частью, примыкающей к карнизу. В результате натурного моделирования с участием представителей Государственного Эрмитажа было выстроено оптимальное соотношение уровней яркости верхней части свода и той, которая примыкает к карнизу.

Каковы были особенности освещения картин? Другие светильники, установленные на том же шинопроводе, направлены на картины, созданные в технике масляной живописи. Именно здесь проявляется одно из преимуществ расположения шинопровода в форме каре, которое является наиболее гибкой системой для нацеливания осветительных приборов. Это решение позволяет избежать ситуации, когда отблеск от масляной живописи попадал бы в глаза. Так освещение заботливо подстраивается под удобство посетителей зала. Заходя в зал, они встречаются с комфортным светом, который не несёт в себе никакой агрессии. А приблизившись к картине, они видят лишь игру красок. И никаких отблесков!

Что же может привнести наше освещение в восприятие картин? Этот зал демонстрирует образцы французской живописи 17 века. Представлены картины Симона Вуэ («Распятие», «Аллегорический портрет Анны Австрийской в образе Минервы» и «Мадонна с младенцем»), Филиппа де Шампень («Сцена из жизни св. Бенедикта Нурсийского», «Пророк Моисей»), Эсташа Лесюэра («Дарий Гистасп вскрывает гробницу Нитокрисы», «Введение во храм», «Младенец Моисей на реке Нил») и Лорана де Ла Гира («Меркурий передаёт Вакха нимфам на воспитание»). Рассмотрим пользу качественного освещения на примере полотна Симона Вуэ «Аллегорический портрет Анны Австрийской в образе Минервы».

Эта картина, созданная в начале 1640-ых годов, повествует о роли французской королевы Анны Австрийской в развитии национальной науки и искусства. В культурном контексте эпохи, когда превыше всего ценилась военная мощь и ратные успехи, она предстаёт в образе защитницы мира, просвещения и поступательного развития, которой является мифологическая богиня мудрости Минерва. Это — классический пример картины, для полноценной интерпретации которой важно правильно оценить небольшие детали. Освещение позволяет увидеть их во всей красе.

У ног сидящей королевы расположилась сова — традиционный для европейской картины мира символ мудрости. На постаменте высечена латинская надпись «Nullum numen abest» («Никакая власть не чужда») — цитата из «Сатир» римского поэта-сатирика Децима Юния Ювенала. А в самом низу композиции, на полу беспомощно примостился военный шлем с трёхцветными страусовыми перьями. Как круто переменились роли! Военная агрессия прозябает в углу, на отшибе политики, а в центре развиваются науки и искусство — под мудрым, проницательным и бесконечно добрым взглядом Анны Австрийской.

Можно ли увидеть все эти детали, все эти тонкие аллегорические образы без качественного освещения картины? Конечно же, нет, особенно на полотнах с преобладанием тёмных тонов, которые с течением времени естественно тускнеют. А новое световое решение проявило все детали и помогло раскрыть замыслы художников.

1. Услуги услуги
2. Портфолио портфолио
3. Продукция продукция