Февраль 13, 2020

Зал 278 Эрмитажа: сохранить исторический облик в новом свете

Продолжаем рассказывать о совместном проекте МСК «БЛ ГРУПП» с Государственным Эрмитажем. В процессе создания комплексного освещения зала 278 сотрудники входящих в состав Корпорации компаний «Светосервис-СПб» и «СветоПроект» взаимодействовали со специалистами музея.

Как и в зале 275, главной целью было создать единый ансамбль систем освещения — экспозиционного, архитектурного и общего, при этом беря в расчёт специфику солнечного света. Но особенностью стало наличие в зале 278 ещё большего числа исторических предметов интерьера. В ходе любых работ нужно было учесть категорическое требование: сохранить аутентичный облик зала. Это и определило выбор конкретных технических решений.

Композиционным центром интерьера является историческая люстра, которая помнит атмосферу петербургских великосветских балов, раутов и приёмов времён Российской империи. При входе именно она придаёт антуражу приподнятое и в то же время торжественное настроение праздника, что отмечают многие посетители. И пусть она не могла создать необходимый уровень освещения, вносить даже малейшие изменения в её конструктивное решение было нельзя!

Учитывая сравнительно небольшие размеры зала, локация над люстрой вблизи потолка оказалась наиболее оптимальным местом расположения световых приборов. Поэтому было принято решение разместить над люстрой индивидуально разработанную конструкцию со светильниками GALAD Афродита LED, которые выполняют функции экспозиционного освещения картин и архитектурного освещения потолка.

Это решение обеспечило необходимый уровень освещённости для созерцания картин и архитектурных особенностей зала, сохранило историческую люстру, а также позволило избежать стандартного для подобных проектов способа крепления световых приборов на шинопроводах. Здесь к ним нельзя было прибегнуть! Недопустимо было тянуть новые кабели и провода, а уж тем более штробить стены!

Как повлияло новое освещение на восприятие картин? Зал 278 посвящён творчеству видного представителя французской живописи XVII века Себастьяна Бурдона (1616-1671). Представленные полотна тонко отражают такие отличительные черты его творчества, как чередование пространственных планов в построении произведения, упорядоченное расположение групп персонажей, строгая уравновешенность композиции и четкость форм, а при этом — бурная динамика и подчёркнутая патетика в передаче эмоций.

Пожалуй, наиболее известным шедевром зала можно назвать «Смерть Дидоны» (1644). Сюжет картины отсылает к кульминационной точке «Энеиды» Вергилия, когда основательница и царица Карфагена Дидона, ошеломлённая вероломным побегом своего возлюбленного Энея, решает проститься с жизнью, взойдя на костёр и пронзив себя кинжалом. Да, именно отсюда начинается непримиримая вражда Карфагена и Древнего Рима, все эти лозунги вроде «Карфаген должен быть разрушен!». Катарсис сцены оживает во многом благодаря новому освещению. Во всех подробностях проясняются опустошённость и страх приближённых царицы, её мучительная боль, а также бессердечность и цинизм Парки, отрывающей её прядь волос в знак завершения жизни…

Ещё одно событие из «Энеиды» изображено в работе «Венера и Эней»: богиня красоты Венера спускается на облаке к своему сыну Энею, который обессмертил своё имя бесчисленными подвигами в Троянской войне. Новое освещение позволяет рассмотреть неземную красоту Венеры, оценить фантастический образ «облака-самолёта» и увидеть, как созданный художником свет отражается глянцем от «доспеха лучезарного» Энея.

Картина «Иаков зарывает идолов в землю под Сихемским дубом» (1637) раскрывает известный библейский сюжет. С какой силой и яркостью переданы эмоции персонажей, претворённые в динамичную жестикуляцию! Новое освещение помогает оценить во всей полноте и глубину невысказанных чувств, и красочность пёстрых одежд, и общее очарование пейзажа.

Полотно «Август перед гробницей Александра Македонского» (1642–1652) вызывает к жизни реальный исторический эпизод, описанный римским писателем и историком Светонием в сочинении «Жизнь двенадцати цезарей»: древнеримский император Октавиан Август в ходе военного похода в Египет посещает гробницу Александра Македонского и воздаёт дань уважения и все подобающие почести гению великого полководца.

Вновь именно освещение помогает уловить смыслы, которые говорят глазами Октавиана и других персонажей, а также оценить яркий колорит одеяний, органически слитый с ландшафтом. История Светония в новом свете!

«Избиение младенцев в Вифлееме» (около 1650) — это новое прочтение хрестоматийного новозаветного сюжета о злодеяниях царя Ирода. Даже отталкивающие действия и проявления эмоций — это тоже язык искусства, и долг освещения передать его в точности.

1. Услуги услуги
2. Портфолио портфолио
3. Продукция продукция